?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Попалась среди документов примечательная автобиография Мухамедьярова Фатыха. В книге «Казанская татарсткая учительская школа» (Гасыр, Казань 2005) о нём нет упоминаний, хотя Фатых Мухамедьяров был вероучителем в начальном училище при Казанской татарской учительской школе. Материалы об этом училище не вошли в означенную книгу. Имея твёрдое намерение получить высшее образование Ф.Мухамедяров поэтапно аттестовывался во 2-й Казанской мужской гимназии, и надо сказать небезуспешно. Приводимую далее автобиографию, он подавал уже на аттестацию зрелости, после которой получал возможность подавать заявление на поступление в университет. В своей автобиографии Ф.Мухамедьяров сетует на неважное преподавание в Апаневском медресе. Но следует уточнить, что сетования его касались не профильных предметов вероучения, а новометодных, т.е. внедрённых по расширенной программе, в числе которых был и русский язык. К этому времени идеи джадидизма уже упрочились в татарской интеллигентской среде. Получение разностороннего качественного образования стало осознанной необходимостью для упрочающейся и нарастающей национальной татарской буржуазии. Это подрывало устои сторонников кадимистской школы. Безусловно, такие обстоятельства с одной стороны упрочали экономический и политический фундамент буржуазной татарской среды. Но, к сожалению, с другой стороны это способствовало проникновению и негативных влияний других, не свойственных татарам, традиций. Что уже в советский период особенно заметно сказалось на увеличения пьянства среди татар, падении нравов, обусловленном отрывом от религиозной морали. Любое явление обыденой жизни имеет лицевую и обортную стороны.
Следует отметить, что в списках учителей Апанаевского медресе на 1914/15 уч.год, фигурирует другой Мухамедьяров – Шайхуль-Ислам Гарифович, холостой на тот момент. И также, как и герой этой заметки Мухамет Фатых Мухамет-Гарифович Мухамедьяров, уроженец д.Большие Яки Кукморской волости Казанского уезда и губернии. По всей вероятности они были родственниками (братьями, судя по одинаковому отчеству), но уточнение этого момента требует дальнейших архивных изысканий.

Автобиография
Я родившийся 25 декабря 1883 года в простой патриархальной семье сельскаго муллы в дерев. Больших Яках Казанскаго уезда. Мои родители не отличались особенным умственным развитием, но зато они были в высшей степени религиозными и нравственными. Мое домашнее воспитание поэтому заключалось в одевании и кормлении, а на умственное развитие, кроме религиознаго чувства особенно не обращалось внимание. С восьмилетняго возраста я начал посещать начальную приходскую школу, где и провел три зимы, научившись читать и писать по-татарски. Потом меня перевели в другую школу, находившуюся в соседней деревне, где меня стали учить арабскому языку и другим предметам вероучения.
Новая полоса моей жизни начинается с 1898 года, когда я приехал в Казань и поступил в Апанаевское медресе при 2-й мечети. Хотя здесь преподавание было поставлено очень неважно, но я познакомился с более или менее развитыми людьми, что способствовало пробуждению у меня интереса к общеобразовательным предметам, особенно русскому языку. Я тогда начал посещать русский класс при медресе, который окончил в 1905 году.
В 1906 году я окончил медресе первым учеником, в следующем году был назначен учителем при медресе и стал получать небольшое жалование, что дало мне возможность продолжить мое образование.
В 1907 году осенью я сдал экзамен на звание учителя русско-татарских начальных училищ. После сдачи экзамена на учителя я две зимы занимался у частнаго репетитора, исключительно для общего развития.
Впоследствие я занимался в группе, где я слушал русскую литературу, историю, математику и языки. Так как групповое занятие у меня шло хорошо, то я решил держать экзамен за четыре класса гимназии и благополучно выдержал в 1910 году при 2-й Казанской гимназии.
В следующем году я был назначен вероучителем начальнаго при Казанской татарской учительской школе училища. Это обстоятельство улучшило мое материальное положение и дало мне возможность [неразборчиво] продолжить образование. В этом году начал готовится за шесть классов гимназии: до января месяца занимался в группе, а после января у отдельных репетиторов и весною в 1911 году выдержал экзамен при 2-й Казанской гимназии.
После этого я поставил своей целью сдать экзамен на аттестат зрелости и получить высшее образование. В прошлом году я начал было усиленно готовится на аттестат, но двухмесячная болезнь оторвала меня от занятия и поэтому я, чувствуя себя неподготовленным, не пошел на экзамен. Нынче я с осени начал готовится и занимаюсь у четырех частных учителей: словесника, математика, латиниста и француженки.
Ф.Мухамедъяровъ

[1913 год]

Текст привел в оригинальном написании, но в осовремененной орфографии. В документе, написанном скорописью, имеется правка и пометки чиновника читавшего автобиографию.

Удалось найти и фотографии Ф.Мухамедярова, одну из которых здесь и привел.



Locations of visitors to this page

Comments

( 10 comments — Leave a comment )
bespontov
27th Feb, 2011 16:37 (UTC)
Какое приятное лицо! И очень современное, причем совсем не татарское (хотя я против татарских лиц ничего не имею).
rustem_akhunov
28th Feb, 2011 10:30 (UTC)
re: совсем не татарское
Вы, видимо живете не в нашем регионе. У Ф.Мухамедьярова как раз типичное для казанских татар лицо, хотя среди казанских татар встречаются и более азиатские. Суждение о "татарских типах", Вы скорее всего основываете на типажах татар астраханских, крымских, мещеры и нижегородчины. Но даже многие турки не болгарского происхождения тоже носят т.н. "нвропейские черты лица". На самом деле т.н. европейскими чертами лица издревле были наделены лишь финно-угры, чудь и ряд других племен Балтии, мордва, булгары, черемисы.
Ибн Фадлан в Х веке описывая народы встреченные им в пути к Волге, именно светловолосых булгар отождествляет с племенем Русов, а никак не московитов, т.к. тогда Московского княжества ещё не существовало. Но уже к этому времени начинала сказыватся ассимиляция народов Поволжья, как с тюрками Алтын Урда, так ранее и хазарами. Впоследствие с московитами, завоевавшими Казанское ханство, само ранее поглотившее булгарское. По территории нынешней РТ типы татар так же различаются. Восточнее от Малмыжа они ближе к башкирам, севернее удмуртам. Потому такой представитель РТ как Шаймиев, на деле урождённый не в рамках прежней Казанской губернии, а Уфимской, к которой относился нынешний Актанышский р-н.
Что касается интеллигентности лица, то факт того, что Ф.Мухамедьяров сын сельского муллы, вполне способствовал тому. Как правило, даже сельские муллы являлись представителями зажиточных семей, только такой факт позволял получить какчественное религиозное образование. Именно в среде вероучителей зародилась идея новометодного образования, как в примере с Ахметхаджи Рахманкулове, о котором писал здесь ранее. А бытие определяет не только сознание, но и фенотип.
С уважением, Р.А.
bespontov
28th Feb, 2011 10:49 (UTC)
Re: re: совсем не татарское
Извините, получается, что татары, к примеру, Муслюмовского района (у меня оттуда родные со стороны матери), похожи на башкир, потому что они жили среди них когда-то? А, поняла, вы же объясняете, что лицо Мухамедьярово такое, какое есть, так как он представитель "казанских татар". А представитель "муслюмовских" татар - он имеет лицо башкирское. Чего-то я запуталась.
А вот давно интересовало меня, да спросить не у кого было. В Татарстане мишаре - это уроженцы каких мест? Спасибо. Буду признательна, если ответите.
rustem_akhunov
28th Feb, 2011 11:18 (UTC)
Re: совсем не татарское
Генотипические особенности татар сложный вопрос. Надо просто учитывать, что группы татар жившие в разных регионах, испытвали местное влияние. Понятие башкир ещё сложнее, т.к. в башкиры до недавнего времени записывали чуть ли не силовым способом при Муртазе, да и ранее. До сих пор татары и башкиры спорят чей же национальный поэт Дэрдменд (Рамиев). Наверное надо принять скорее даже на за башкирское влияние, а влияние сибирских татар. Ведь башкиры пришли на их нынешние земли из Сибири. Среди татар проживавших в Сибири есть и весьма обособленные группы, скажем Сафакульские татары. Они носят более азиатские (монголоидные) черты. Для того, чтобы знать причины групповых раличий в рамках одного народа надо детально изучать миграции и потенциальную возможность ассимилияции. Что за рамками моих подробных знаний, потому на этом остановимся. К мишарам относят татар Нижегородчины и Мещеры. Именно некоторые их предки оказались в рядах войск Иоанна-4, т.е. противостояли казанским татарам.
Однако, следует учесть, что после 1552 года они не ушли, а остались начальствовать в сельской местности над местными татарами - считайте ещё один фактор ассимиляции уже между разными группами одного народа. Наиболее заметные миграции имели место после революции. И сейчас во многих деревнях проживают потомки татар, не являющихся коренными в рамках Казанской губернии. Более того, возникшая на рубеже 19/20вв татарская буржуазия, впервую очередь обязани миграции. Ведь за исключением нескольких известных татарских родов (некоторые из которых имели княжеские титулы) большинство переселялось в те места, где оставались коммерческие ниши, занятие в которых было доступно татарам сколотившим небольшой стартовый капиталец. Таким образом заметная часть татарских предпринимателей тогдашних Урала и Сибири оказались выходцами из Казанской губернии. Наталкивался в документах и на обратные случаи, когда в татарс кой деревне Лаишевского уезда торговые лавки держали крестьяне Троицкого уезда Оренбургской губернии. Причину таких явлений пока не выяснил, если рассматривать это явление в рамках статистики миграций.
В упрощенной оценке муслюмовский татарин имеет не более башкирское лицо, а более азиатское, если он уроженец этих мест с корнями ранее 16 века (т.е. до завоевания Казанского ханства московитами).
По Вашему ай-пи понял что вы пользуетесь услугами того же местного провайдера, как и я. Потому более удивительна Ваша оценка. Ведь многие гости Казани удивляются здешним генотипам татар, которые "на татар не похожи" ;)
bespontov
28th Feb, 2011 13:19 (UTC)
Re: совсем не татарское
Почему-то татары, которых я вижу вокруг, на татар очень даже похожи. А вот такие, как Мухамедьяров, мне не попадаются. Вот только супруг мой голубоглазый блондин, похож на Андрея Миронова. не скажу, что он какой-то там красавец писаный, но на русского похож больше, чем на татарина. Отец его из Атни, тоже блондин и с правильными чертами. Мама супруга из Балтасей, невысокая, темненькая, с мелкими чертам лица, небольшими глазами, высокими скулами - типичная, по моему разумению, татарка. Забавно, но она считает, что их сын, мой супруг, похож не на мужа ее, а на кого-то из ее родственников, тоже светлого и голубоглазого. А дети наши похожи больше на нее, тоже с узковатыми глазками, хотя и светловолосые.
К чему это я? Среди татар есть, конечно, красивые, но их мало. да и красивы они на общем местном фоне. и красивы чаще не европейской красотой.
Вот я часто смотрю на девушек-мусульманок (в платках укутанных на арабский манер). Что у них за лица? Это точно не татарские лица, а какие-то туркменские, что ли? Низкие лбы, пухлые вывернутые губы, широкие сплюснутые носы. Откуда они? Я таких среди татар раньше, в детстве, не видела. может, Вы знаете?
rustem_akhunov
28th Feb, 2011 15:42 (UTC)
Re: совсем не татарское
Мне видится Вы в плену предубеждений сформированных определённой матрицей. И не вникли в суть моих пояснений, где отмечено, что не все деревенские жители РТ в полном смысле коренные казанские татары. Хотел бы ещё отметить, что значительной части татар старокрящен свойственны финно-угорские черты, а не монголоидные. Отчасти (только отчасти) это подтверждает теорию М.С.Глухова-Ногайбака о более раннем приятии христианства среди этой группы татар, не позднее нач. 13 века. Они не подвергались насильственной ассимиляции со стороны Алтын Урда, т.к не оказывали такого сопротивления, как "русское" население ряда городов Владимирско-Суздальских княжеств.
Что до облика мусульманок в хиджабах, то как правило, вы говорите о выходцах из сельской глубинки. Не только в ТАССР, но и по всему Союзу жизнь колхозников была несладкой. Качество жизни, однообразное питание из поколения в поколение, тяжёлый труд от зари до позднего вечера, да без выходных, накладывает такой отпечаток "простолюдинства". По всей РФ облик крестьян имеет подобные грубые черты лица. Исключение составили жители образцово-показателей "колхозов-миллионеров", да местностей с благоприятными с/х факторами. Жители же Атни до революции жили не бедно, хотя труд их был тяжёл. В частности только в Атне умели качественно отжигать древесный уголь и жители "русской" Чебаксы (в 10 км от Казани) с 18 века славившиеся своей казанской (чебаксинской) ковкой, каретными изделиями (в т.ч. знаменитая карета Екатерины хр. в Нац.музее РТ), покупали уголь только у атнинцев не скупясь в выплатах за их труд. Без качественного древесного угля не могло быть качественной ковки.
rustem_akhunov
28th Feb, 2011 16:06 (UTC)
чтобы исчесли сомнения,
что на фото Мухамедьяров, выкладываю другую превьюшку его фото из другого архивного дела (обработано далеко не одно дело):

Ф.Мухамедьяров в татар камзул
«Ф.Мухамедьяров в татар камзул» на Яндекс.Фотках

Здесь он в татар камзул.
У меня начинает расти уверенность, что ряд Ваших знакомых Вы причисляете к русским, хотя часть их на деле татары.
Углубить свои познания и частью удовлетворить своё любопытство по генетическим и фенотипическим особенностям различных групп татарского (башкир тоже) народа, Вы можете с помощью книги "Этнотерриториальные группы татар Повольжья и Урала и вопросы их формирования" Казань 2002, изданного под эгидой АН РТ института истории им.Ш.Марджани.
bespontov
28th Feb, 2011 17:49 (UTC)
Re: чтобы исчесли сомнения,
Ой, спасибо Вам большое!
Столько нового от Вас узнала. Я вроде училась в вузе, много читаю, но толку немного, потому что чтение бессистемное в последнее время. Бессистемное, потому что не знаю, на чем остановиться. Пыталась читать Льва Гумилева, например. Спотыкалась, со словарями дошла до четверти. Пока больше не бралась. А уж в вопросах истории татар большие пробелы. Попадались статьи о разных типах русских, читала их с интересом, но не знала, что есть и о татарах. Остается только эту книгу добыть. В институт истории надо идти?
rustem_akhunov
28th Feb, 2011 18:31 (UTC)
Re: чтобы исчесли сомнения,
У Льва Гумилева Вы не вычитаете подробностей, тем более его теория остаётся теорией, а не законом исторического развития.
Книга "Этнотерриториальные группы татар Повольжья и Урала и вопросы их формирования" должна быть в крупных библиотеках, Национальной (на Кремлевской), Лобачевского (там же, в университетских корпусах) и в отделениях на Театральной и К.Маркса.
Рекомендую также книгу Рамзии Мухамедовой "Татарская народная одежда" Казань 1997 г., но ещё недавно видел её в продаже.
Также попробуйте найти книги Г.Файзрахманова по истории Сибирских татар (хотЯя уральский историк и краевед Г.Х.Самигулов не считает их особо достоверными, но для общего развития и знакомства с теориями вполне годна), Есть ещё любопытная книга-кирпич ТАТАРЫ изд-ва НАУКА (М., 2001), ну и продолжающая издаваться многотомная "История татар", тома которой есть в книжных магазинах города.
В части литературы краеведческого характера, полюбопытствуйте ещё здесь :
http://rustik68.narod.ru/kazan/books-kazanhistory.html
rustem_akhunov
28th Feb, 2011 11:26 (UTC)
П.С.
Обратите ещё внимание на татар Буинского и Дрожжановскаго районов, это чистые блондины с голубыми глазами. Вот они наиболее походят под Фадланоское описание племени Русов.
Правда, в рамках адм.делени царской России это частью Симбирская губерния.
( 10 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner