?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry




Ища, с подачи челябинского краеведа и директора ИД «Каменный пояс» Д.Г.Графова, казанские следы старшего сына челябинского Шакиржана Яушева, случайно столкнулся с документами нашего архитектора И.Г.Гайнутдинова, который учился в КИТе и КИИКСе, где должен был учиться и Яушев, как это было указано на заседании Челябинского горсовета от 6 июня 1929 г. за №1481-5. Хотя следов сына Яушева в КИТе не обнаружилось, зато обнаружился факт челябинского периода жизни самого И.Г.Гайнутдтинова. Уроженец дер.Б.Менгер (1908) Казанской губернии одноименного уезда, он прошёл полный курс челябинской народной школы-семилетки № 2. Более того, в Челябинске жила вся семья его отца, исключая старшего сына Юсупа, который с 1918г. служил в Красной армии. . Как оказалась их семья в Челябе, пока так и не выяснил. Жили они на ул.Р.Костяновской, районе, по словам Д.Г.Графова ныне полностью переделанном, и улицы этой уже не существут. Отец, будучи инвалидом работал ночным сторожем на базаре. По зрелому размышлению Д.Г.Графова, скорее всего на том, который располагался неподалеку от нынешнего офиса «Каменного пояса». Ведь отец Исмагила Гайнутдинова был инвалидом, и вряд ли мог осилить долгие ежедневные походы к другому базару, который располагался на значительном удалении от ул.Р.Костяяковской. Выходит в очередной раз получено подтверждение, что Челябинск – кузница казанских профессиональных кадров, в отличие от кузницы татарстанской политической «элиты» - Казанской сельхоз академии.








А вот результаты творчества И.Г.Гайнутдинова оставили заметный след в облике Казани советского периода. Это и здание Татарского академического театра оперы и балета, и здание «А» корпуса КХТИ, и «Речного вокзала», и памятника Столярову (скульп.В.Мухина). Да и павильон ТАССР на Московской ВДНХ – опять проект И.Г.Гайнутдинова.



Но самое интересное, что художественные способности И.Г.Гайнутдинова проявились ещё в челябинской школе-семилетке. Ведь бланк аттестата (Удостоверение) об окончании школы семилетки сделан по проекту юного Исмагила Гайнутдинова в бытность его учеником этой школы (см. самую верхнюю "картинку").
Подробности материалов об И.Г.Гайнутдинове на сайте.




Locations of visitors to this page

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
vedmed1969
8th May, 2011 18:25 (UTC)
жаль, у нас он ничего не построил
rustem_akhunov
8th May, 2011 18:55 (UTC)
C праздником Победы!
Ну, а Исмагил Гайнутдинов живя в Челябинске, ещё мал был для архитектурных проектов, тем более масштаба, когда он был преподавателем КИИКСа. Да и в Казани он не успел как следует порпботать, уехал в Москуву. Вообще, Казань покинули многие талантливые люди и не всегда по доброй воле. Очень много было преследований, в т.ч. и от номенклатурных нац.кадров по отношению к творческим нац.кадрам. Чиновники не любят неординарных людей. Пусть С.Ахун и не сверхталант уровня Родена, но смог бы сделать гораздо больше для Казани, если бы не партноменклатуорный Х.Якупов, который выдавил не только С.Ахуна, но и многих молодых талантливых татарских художников, выдавили и Султана Габяши, который переехал в Уфу, и окончил свою жизнь в уфимской деревушке.
vedmed1969
8th May, 2011 19:22 (UTC)
Re: C праздником Победы!
и Вас с праздником! А почему эти номенклатурные нацкадры так художников гнобили? Вроде бы в их интересах было, чтоб Татарстан развивался, набирал вес и авторитет.
rustem_akhunov
8th May, 2011 19:56 (UTC)
Re: C праздником Победы!
Первые два председателя Союза художников ТАССР, П.М.Дульский и С.С.Ахун, были беспартийными. После войны на пост председателя был назначен "пламенный" коммунист Х.Якупов, обрушивший жесткую критику на беспартийность в искусстве. Хотя по большому счёту такого не наблюдалось. Во время войны весь СХ ТАССР, кто не был на фронте или был уже демобилизован (Дульский не призывался по возрасту, С.Ахун был на фронте, затем был демобилизован, получил бронь для работы с нагляд.агит продолжил управление СХ ТАССР), работали над наглядной агитации для фронта и тыла. Но, хотя сам Якупов не был обделён талантами, хотел сверкать своими "бриллиантовыми" гранями на фоне откровенных посредственностей. Потому наиболее талантливых и гонбил. Это, вообще, общечеловеческая черта, гнобить потенциальных конкурентов. Но к началу 1950-х это явление приобрело иезуитский характер. Также опосредованно, даже отчасти раздавая похвалы, гнобились наиболее талантливые музыкальные кадры. С.Х.Габяши, С.Г.Садыкова, как ни прискорбно, даже уважаемым Н.Жигановым, не говоря уж о научной номенклатуре окопавшейся при АН ТАССР, которые при составлении обзорных и энциклопедических изданий вымарали многие интересные имена. А "процветание" ТАССР обеспечивалось липовыми отчётами, как и по всему СССР.
rustem_akhunov
8th May, 2011 20:07 (UTC)
П.С.
Кстати, Фаттахова, благодря тандему с которым, Х.Якупов получил известность, он тоже задвинул. Власть не терпит конкуренции. Не исключаю такого и в отношении предшественников Х.Якупова ;)
Хотя, если брать Дульского, то у него читаешь лищь дифирамбы по отношению к окружающим, очень позитивный был человек
rustem_akhunov
17th May, 2011 16:31 (UTC)
фотографии 1920-х
Может подвернётся фотография ул.Р.Костяновской 1920-х годов (с видом на дом № 21 даже не мечтаю) или рынка у Элеватора. По словам Д.Г.Графова элеваторный рынок находился сразу за Комсомольской площадью.
Примерно где на картинке овал (план 1936):
http://rustik68.narod.ru/maps/r-kostyanovskaya-map1936-R3.jpg

Зеленую линию провел и дальше к т.н. Базарной площади, но Д.Г.Графов утверждает, что в 1920-е там ничего не было. Точнее там всё перестало действовать к 1919 году, осталось 2 рынка - один элеваторный, другой в заречье, до которого от ул.Р.Костяновской около 50 минут пехом. У вокзала получается какой-то атавизм в названии.
rustem_akhunov
17th May, 2011 16:52 (UTC)
системная описка
Не Комсомольская площадь, а Площадь Революции
( 7 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner