?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

книга Абубакировой

Следующим важным пунктом поездки в Троицк явилось уже очное знакомство с Искандаром Мухаметвалеевичем Шамсутдиновым, с которым до этого общался только по телефону. Искандар абы человек пожилой и многоопытный, крайне осторожно относится к новым знакомствам, Рауф Назипович в данной ситуации выступал гарантом моих «верительных грамот». Искандар Мухаметвалеевич, в трудовом прошлом местный корреспондент, собрал за свою долгую жизнь огромное количество фотоматериалов по истории Троицка. Он соавтор двух книг, где эта история излагается: «Историю оставить народу своему» по воспоминаниям Марьям Абубакировой и «Возвращаясь к прошлому», совместно с ныне покойным Е.Скобелкиным. Ещё в прошлые годы переговариваясь с Искандаром абы по телефону, просил его зарезервировать для меня эти книги. Уже при непосредственном знакомстве, после определенных тестирований моей личности во дворе дома, Искандар абы решился пригласить меня в гости. Рауф Назипович хотя и разрывался между многочисленными обязательствами по другим насущным делам, всё же пожертвовал своим временем, чтобы оказывать поддержку своим присутствием.
Захватил с собой ноутбук, чтобы показать Искандару абы собранные по Челябинску и Троицку материалы из разных семейных архивов, в т.ч. Бурнаевых, Яушевых и Рахманкуловых.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Услышав, что папин друг, Мурат Рахманкулов, является сыном Зарифа Рахманкулова, который в 1918 году исполнял в Троицке обязанности Городского Главы, Искандар абы показал мне одну газетную вырезку, спросив имеет ли Ш.З.Рахманкулов отношение к этим Рахманкуловым. К своему стыду, я тогда не сориентировался и сказал чт о выясню этот вопрос у Шауката Муратовича. Но по возвращению в Челябинск вспомнил, что Шаукат рассказывал мне про Ш.З.Рахманкулова, ведь это был младший брат его отца, соответственно тоже сын Зарифа Рахманкулова.
В предыдущие годы, Зариф Рахманкулов состоял в членах Городской Управы Троицка, но до сих пор мы с Шаукатом не выяснили когда началась дружба наших отцов, до революции, или уже в советское время. Дружили ли семьи Рахманкуловых и Ахуновых в дореволюционный период. Минусом первой версии является то, что мой папа был старше дяди Мурата на 5 лет.
Ещё до посещения кладбища, мы с Рауфом Назиповичем заезжали в местный архив и он договорился, чтобы на следующий день мне оказали здесь максимальной содействие, а сам он уже не сможет быть со мной весь день, но постарается к обеду заехать тоже в архив.
Вечер этого дня Искандар абы согласился посветить казанско-челябинскому гостю и показать татарскую часть исторического Троицка. Мы подбросили Рауфа Назиповича домой, а сами с искандаром абы начали исследовательскую экскурсию.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Конечно, не все сохранилось и в Троицке. И здесь тоже время не щадит старые здания. Однако, новая застройка города ведется по его окраине, оставляя в бывшем центре всю историческую застройку почти нетронутой. Однако надо, чтобы кто-то поддерживал техническое состояние старых зданий, а это определенные средства. А ведь Троицк давно уже не тот богатый город, каким он был в 19 веке, городом расположенном на пути тогдашних торговых караванных путей.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Тут Искандар абы хитро прищурился и сказал:
- наверное Рауф ничего тебе не рассказывал про ту полуразрушенную каменную стену, идущую после зеленых ворот?
- Нет.
- А ведь это часть ограды большого постоялого двора которым владел дедушка Рауфа, когда в Троицк большим потоком шли торговые караваны.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Само здание этого постоялого двора уже не сохранилось, но ограда ещё держится, и это место особо не тревожили переустройством.


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

В 19 столетии Троицк был значительным мусульманским центром Южного Урала, здесь жило очень много татар, были и выходцы из Средней Азии и нынешнего Казахстана. Частью, народы эти перемешались, а частично сохранили самобытность.
Но троицкие татары имели свой своеобразный жизненный уклад. И, конечно, именно тогда в городе было построено большое количество мечетей.


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Та же ул. Октябрьская, до революции была средоточием мечетей и домов богатой мусульманской знати. Чему свидетельством неплохо сохранившиеся богатые дома Яушевых и Бакировых. См. дом Муллагали Яушева или даже на полукаменный дом менее богатого Абдуллы Яушева. Последний отфотографтировал во множестве ракурсов, чтобы порадовать внучку самой младшей дочери А.Яушева, Рабиги. На ней женился Г.Ф.Бурнаев, о котором ранее писал на сайте и немного здесь. Сначала Гариф Фатыхович ухаживал за старшей дочерью, Магишараф. Но холодная красавица отвергла притязания приказчика, и он в итоге женился на самой младшенькой Рабиге. О чем и рассказала внучка Гарифа Бурнаева и Рабиги, в девичестве Яушевой.

Вообще, Гариф Бурнаев числился у властей на счету как смутьян среди демократической татарской молодежи, и даже проводник идей панисламизма и все такое прочее. Но время изменило планы и прежних властей и самого приказчика Гарифа. После революции семья Г.Ф.Бурнаева и Рабиги покинула Южный Урал и перебралась в Среднюю азию. Именно там, примерно в 1926 году Гариф Бурнай написал для сборника «Татар театры 1906-1926 гг.» статью о создании татарского театра в Челябинске. Одним из главных инициаторов которого и являлся приказчик Гариф Бурнай, привлекший своими идеями и Мухаметзяна Ахунова, племянника моего дедушки.

с Гарифом Бурнаем
«с Гарифом Бурнаем» на Яндекс.Фотках

Однако, Гариф Бурнай стоял и у истоков создания татарского театра в Троицке. О чем есть материалы и в книге Абубакировой – Шамсутдинова. Именно перепубликация этих материалов в сети, позволила впоследствии нам с оренбургским историком Д.Н.Денисовым выйти на внучку Гарифа Бурная. Которая, как выяснилось, живет в шаговой доступности от меня. Как, впрочем, выяснилось чтов шаговой доступности живут от меня потомки челябинских Ш.А.Ахметова и З.Ахтямова. В послевоенное время многие мусульмане Южного Урала после многочисленных скитаний вернулись на историческую родину, чаще в Казань или куда-то ещё в тогдашнюю ТАССР.


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

А до революции, южноуральцы процветали. Чему свидетельством троицкое здание банка Учарова, напротив которого расположились торговые галереи созданные по инициативе М.Яушева и при поддержке наиболее богатого татарского купечества. Учредители торговых рядов за умеренную цену сдавали в аренду места в этих рядах всем желающим. Здесь торговал весь Троицк.


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Курьезный случай произошел во время осмотра бывшей 1-й мечети Троицка. Она давно утратила минарет, а само здание использовалось под хозяйственные городские нужды. Мы с Искандаром абы подошли и отфотографировали доступную часть. Предлагаю ему сфотографировать и внутреннюю, видную только со двора. Искандер абы говорит, что там частное владение и нас туда не пустят. Имея опыт общения в подобных ситуациях, уверяю Искандара абы что не все так плохо. И шанс сделать нужные фотографии имеется. Ведь редко в подобных случаях среди хозяев встречаются упертые дураки. Как правило это адекватные люди и очень часто с пониманием относятся к просьбам сделать исторические фотографии и идут навстречу.
Подходим к воротам и я зову охрану. Подходит двое парнишек в униформе охраны, объясняю им свою просьбу. Они говорят, что не против, но не имеют таких полномочий, требуется дозволение руководства. Прошу их пойти навстречу и для казанского гостя сопровождаемого уважаемым дедушкой, созвониться с руководством. Пока один охранник дозванивается, Искандар абы рассказывает второму, что раньше здесь была первая мечеть, а в советское время далее во дворе была контора ритуальных услуг. Пранишка говорит, что и сейчас здесь есть ритуальные услуги. В это время второй дозванивается до руководства и передает по телефону нашу просьбу. Попутно общается и на «производственные» темы. Говорит что гробы ещё остались, и есть два клиента, и мол имеется возможность заколотить их.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Ситуация получается двусмысленной, однако, когда охрана отпирает ворота, мы с Искадаром абы заходим во двор и фотографируем здание бывшей 1-й мечети со стороны двора. Разумеется нас никуда не тащат и не заколачивают. Мы мирно расходимся и Искандер абы делает пояснения для ребят относительно истории ещё одного соседнего здания.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Как и в других городах, в Троицке богатые люди были домовладельцами нескольких домов. Они были разного качества, стоимости и имели разные предназначения. Так у Муллагали Яушева на углу ул.50 л.ВЛКСМ (раньше Татарский переулок) сохранился и полукаменный дом.


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

В том же татарском переулке Гайшой Яушевой была учреждена татарская школа для девочек (дарульмугаллимат), рядом с которой стоял другой каменный дом М.Яушева. Сейчас в доме М.Яушева располагается троицкий филиал ЧЕГУ.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Напротив дарульмугаллимата стоит дом №9 принадлежавшей самой Гайше Яушевой жене Ш.Яушева (см. книгу Абубакирова стр.88).


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

В той же татарской части исторического Троицка (эта часть называлась «Амур») находились и дома не только татар. Жестких привязок по национальному и даже конфессиональному признаку не было, хотя присутствовали предпочтения самих домохозяев. Были здесь и учреждения городского характера, например добротное и богато украшенное лепниной, здание банка.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

По нечетной стороне нынешней ул.Ленина располагается комплекс зданий принадлежавших мулле Бикматову. Это и его жилой дом и его торговая лавка. Исполнение обязанностей имама не рассматривалось как первопричина для пополнения семейного бюджета. Большинство городских мусульманских духовных лиц имели торговлю, именно торговля и являлась для них основным источником дохода.


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Очень интересный объект прежнего богатого Троицка, дом №14, показал Искандар абы. Это дом – зимний сад Муллагали Яушева. В бытность жизни здешнего хозяина крыша дома была стеклянной, что позволяло держать под ней оранжерею с экзотическими растениями. Скорее всего и соседствующий одноэтажный дом №12, также принадлежал хозяину зимнего сада. В советское время стеклянная крыша исчезла, а в здании расположился местный дом пионеров.


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Целиком снять вид зимнего сада Муллагали Яушева не получилось, т.к. здание закрывают большие деревья. Но по словам Искандера абы в его молодости, когда деревца были маленькими вид был шикарный. Несмотря на солидный возраст парадных дверей зимнего сада, их декор сохранил остроту ребер узорной части, что свидетельствует об использовании твердых пород дерева при изготовлении этих дверей.


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

В оформлении зимнего сада явно проступаю элементы стиля модерн (Югендстиль), особенно это заметно в формах оконных проемов. Хотя есть и элементы колониального стиля в виде ниш под летние цветы у парадного входа.


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Дом №17 расположенный напротив зимнего сада, принадлежал жене Муллагали Яушева. Он хоть и гораздо скромнее зимнего сада, достаточно богат и солиден. Его фасад несколько испорчен нынешним пристроем адвокатской конторы..


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Здание городской управы, в центре исторического Троицка сейчас соседствует с антенной и почему-то напомнило своим видом нефтяную вышку. Именно здесь в 1918 году Зариф Рахманкулов исполнял обязанности Городского Главы.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

На этом же перекрестке с городской управой соседствует здание бывшего окружного казачьего суда. За ним, виднееся роскошное здание дома Башкирова, где сейчас челябинским предпренимателем устроена Первая гостиница Троицка, оформленная внутри с использованием исторических фотографий.
Солнце уже клонилось к закату, приходилось задирать чуствительность цифромыльницы, мы с Исканадром абы торопились зафиксировать здания наиболее значимые для исторического Троицка.


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Следующим интересным местом был пассаж братьев Яушевых, самых богатых троицких представителей этой купеческой фамилии. Братья Яушевы были миллионерами. Напротив пассажа Яушевых располагается здание бывшего книжного магазина Бакирова,


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках Изображение книжного магазина Бакирова вынесено на обложку книги Абубакировой «Историю оставить народу своему». Здание безусловно шикарное. Своей внушительностью книжный магазин Бакирова вполне мог соперничать с подобными магазинами Москвы и даже Санктъ-Петербурга. В советское время вздесь был организован кинотеатр.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Рядом с этими домами-красавцами располагается промышленный объект, троицкий электромеханический завод. Он непосредственно соседствует с пассажем братьев Яушевых.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Напоследок Искандер абы показал здание здешней бывшей женской гимназии. Доставив Искандера абы домой, поехал почивать в знатную гостиницу.

Locations of visitors to this page

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
livejournal
14th May, 2012 07:02 (UTC)
Троицк. Часть 3: Уральская Мекка
Пользователь varandej сослался на вашу запись «Троицк. Часть 3: Уральская Мекка» в контексте: [...] улица с мечетью и пассажем внутри завода: 33. Ещё точно знаю вот из этого поста rustem-akhunov [...]
( 1 comment — Leave a comment )

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner